Как правильно фотографировать пейзажи в горах? Непростой вопрос…

Cъемка пейзажей – это глоток чистого воздуха, адреналин и пузырьки кислорода в крови. Это солнце на губах, и ты кожей чувствуешь его горячие поцелуи. Это ветер, который развивает волосы. Это голоса птиц и журчание ручья. Это гудящие ноги и легкое сердце. Это друзья, с которыми вместе идешь по тропе. Словом, это совсем другой мир, отличный от студийной фотосъемки.San Isidro 2006-12-10 0032 red

Именно поэтому мне и нравится это направление фотографии. Оно благодарное и сложное. Сколько раз вы задыхались от восторга, видя чудесные пейзажи? И сколько раз огорченных вздох вырывался из вашей груди, когда вы смотрели на результат съемки? То, что видим мы сердцем, камера не может понять, если мы ей не скажем, что и как делать.

У каждой пары «фотоаппарат-фотограф» будут свои секреты. Я хочу поделиться моими, а вы подумайте, как это могли бы применить вы.

zakati bannerreg1

Я сердце оставил в синих горах

_IGP2435red

Давайте начнем беседу с разговора о том, как правильно фотографировать пейзажи в горах.

«Я сердце оставил в синих горах». Именно так говорил Юрий Иосифович Визбор. Как я его понимаю! Каждый раз после 10 часовой прогулке по горам, когда на подъеме не хватает воздуха, а при спуске подгибаются коленки, я думаю о том, что лучше бы осталась дома и любовалась бы горами, рассматривая фотографии!

Особенно обидно, когда придя домой понимаешь, что результаты фотосъемки не радуют. А что вы хотели, если группа целеустремленно идет вперед, а ты отстаешь, делая снимок. И приходится фотографировать быстро, в спешке, а потом догонять остальных. В конце – концов, руки дрожат, ноги гудят. И уже машинально щелкаешь, то, что видишь.

Поэтому первый совет такой. Ходите в горы с теми, кто не спешит. Есть два типа туристов: одни идут из точки А в точку Б. Они не ждут. В таких походах основное, что видишь – это ботинки впереди идущего. Но есть и другие путешественники. Им важен сам процесс. Они получают удовольствие от общения с природой. Им ничего не стоит присесть и послушать птицу, рассмотреть цветок на обочине. С ними дорога длиннее в три раза, зато и легче и интереснее в десять раз. Обычно это группы людей, увлеченных природой.

Например, мы часто ходим с натуралистами, которые нам рассказывают о геологии, истории и природе места, по которому мы идем. Мы останавливаемся, пока группа слушает рассказ гида, я делаю фотографии, краем уха ловя всю ценную информацию.

Фотографа ноги кормят

В выходные мы ходили на перевал. Если идти, останавливаясь, не спеша, то дорога занимает 5 часов. Это 6 километров, которые проходят по скользким камням. Зачем я вам это рассказываю? Вы должны представлять, куда идете, знать рельеф, погодные условия, самые интересные места и многое другое. Зная, что путь пойдет по скользким камням, я, прежде всего, выбираю самые лучшие туристские ботинки. Фотографа живой природы ноги кормят!

Какой должна быть обувь? Во-первых, с высоким голенищем, хорошо удерживающим голеностоп. Во-вторых, подошва должна быть нескользкой. Мокрые от росы и дождей камни весьма коварны. Поэтому повернуть ногу – ничего не стоит. И кто понесет вас с вашей фотоаппаратурой, если вы не сможете идти? А если вы поскользнетесь, делая кадр вон того водопада?

После выбора обуви, приходит черед выбирать фотоаппаратуру.

_IGP4713-como-objeto-inteligente-1 CV

Какую фототехнику брать в горы?

Я беру с собой необходимый минимум. Прежде всего, объектив зум 17-70 мм, 1: 2.8-4, макро, стабилизированный. Он позволяет не только фотографировать пейзаж, но и делать снимки цветов, милых моему женскому сердцу.

Не мешает иметь и телеобъектив 70-200 мм, так как никогда не знаешь, кто встретится тебе в дороге. Один раз в предгорьях увидели оленей. Я сделала снимок объективом 17-70 мм на предельном зуме. Был бы телеобъектив, было бы лучше, а так пришлось обрабатывать фото в фотошопе. Но для семейного архива и чтобы поделиться с друзьями в фейсбуке – пойдет!

Вторая необходимая вещь —  штатив. У меня он достаточно древний, с массой недостатков, но устойчивый и легкий. Одно время я хотела купить дорогой, хороший штатив с супер-пупер головкой для макросъемки цветов. Но, только начав брать в горы тот штатив, что есть у меня, я поняла, что пока не будет личного шерпа, тяжелый штатив я не потяну. Просто умру на первом километре и все. И все головки для макросъемки, о которых я мечтала, тоже мне не нужны в горах! Куда я потащу полтора килограмм этой самой головки для штатива, да еще килограмм самого штатива, когда главное – свою голову на плечах свежую иметь.

Совет второй, оставьте все тяжелое фотоснаряжение, например, штатив, дома. К сожалению, практика показала, что в горах каждый грамм на вес золота. Когда вы устали, то хорошая фотография не получится.

Именно так! Хорошие снимки получаются тогда, когда сохраняется ясность мысли. И она должна быть не о том, скоро ли конец маршрута, а о том, как правильно сфотографировать этот пейзаж. Я давно заметила, когда устаешь, что снимки получаются плохими. Все же недаром говорят, что в фотографию вкладываешь душу!

Словом, сейчас я думаю, что нужно брать с собой в походы устойчивый легкий трехсекционный штатив с шаровой головкой, которая является универсальной. Мы сейчас не говорим о специальных фотопутешествиях, а речь идет о прогулке, во время которой вы фотографируете.

Если хотите прочитать подробнее о штативах, то предлагаю прочитать перевод статьи «Выбираем штатив», который я делала для портала «Фотомонстр».

Итак, с ногами и головами разобрались. Мы еще чуть подробнее остановимся на теме штативов в раздете «Стабилизация» .

Теперь поговорим о фотоаппаратах. Я фотографирую Pentax K5 и довольна камерой в плане именно пейзажной фотографии. У нее железный корпус, достаточно неплохо защищенный от влаги. Так что мелкий дождь, а так же небольшая пылевая буря меня не пугают. Это важно для фототехники, которой приходится пользоваться в непредсказуемых условиях, так как в горах погода меняется очень быстро. Помню, что одним летним августовским утром мы начали восхождение, а к обеду на вершине нас застал дождь со снегом.

_IGP6374-web

Поэтому Вы и камера должны иметь легкую непромокаемую и непродуваемую «одежду»: камера — корпус, вы – куртку. Неплохо иметь что-то теплое: запасной свитер, перчатки, горячий чай. Для фотоаппарата можно захватить специальный чехол от дождя или полиэтиленовый пакет.

Из фильтров я использую поляризационный и защитный.

Поляризационный фильтр позволяет сделать красивые снимки неба. Но на широком угле он дает неравномерное освещение, один край может быть более светлым, чем другой…

Кстати, я по просьбе наших Фотоледи сделала список оборудования для съемки в путешествии

Единственно. Что мне не хватает, это набора градиентных фильтров. Так как в горах существует перепад контрастов между небом и землей, то их применение позволяет делать хорошо проэкспонированные снимки. Эти фильтры позволяют слегка «притенить» светлую область и лучше проэкспонировать более темную часть.

Вот, пожалуй, и все, что я беру с собой в горы. Хотя еще можно взять с собой телефон, ipod и планшетник. Я беру только телефон на случай, если потеряюсь. От всех остальных благ цивилизации отдыхаю. Они мне за неделю работы надоедают!

 

Подготовка к походу

Еще дома я проверяю наличие пустой флешки в камере и запасной, заряжен ли аккумулятор, беру запасной. Протираю объектив и фильтр. Беру с собой «грушу» для того, чтобы сдувать пыль, несколько тканевых салфеток и упаковку бумажных носовых платков. Кладу чехол для камеры на случай дождя, и бленду, на случай солнца.

Намазываю лицо солнцезащитным кремом, беру темные очки (в горах сильное ультрафиолетовое излучение). Целую детей и мужа, беру их с собой и мы все вместе отправляемся на фотоохоту.

Именно так! Семья тоже входит в мое фото-снаряжение! Так как прогулка неспешная, то мы всегда идем вместе с детьми. Младшая тоже полюбила фотографировать. Эти совместные походы нас объединяют.

Фокусное расстояние.

_IGP7700_2x600ph

Обычно пейзажи снимают на широкоугольный объектив, что позволяет получить хорошо сфокусированные снимки, как на переднем, так и на заднем плане. Как вы знаете, при использовании малых фокусных расстояний, глубина резкости увеличивается. Кроме этого на снимках, сделанных широкоугольным объективом, предметы на переднем плане кажутся больше, а на заднем – меньше, создавая ощущение пространства.

Помню, что на конкурсе фотографий живой природе была одна, которая меня поразила до глубины души. Сверху – четкие горы на берегу озера, а снизу кадра – тоже четкая рыба под водой. «Это монтаж» — думала я. И спросила автора. И он мне поведал страшную тайну силы короткого фокуса. Он фотографирует на «рыбий глаз» — объектив с очень маленьким фокусным расстоянием. Оказывается, он снимал на слайд, так что подделать снимок нельзя. А вот знать технику съемки и ее использовать для достижения просто умопомрачительного эффекта – можно.

Одно из правил, которым я пользуюсь, это сделать первый снимок на открытом угле с минимальным фокусным расстоянием. После этого смотрю, стоит ли ссужать угол обзора, увеличивая фокусное расстояние.

Еще один секрет резкого снимка – это использование таймера (автоспуска) на 2 секунды или съемка с пультом управления. Это позволит не касаться камеры руками во время нажатия на затвор. И как всегда, то, что мы не трогаем, порой получается гораздо лучше!

А вы знаете, что ваш штатив с камерой может просто сдуть ветром? Именно поэтому в горы рекомендуют брать тяжелые штативы. Так что сначала покупаем абонемент в спортзал, накачиваем мускулы, а потом уже – штатив.

Есть еще один трюк. Если ваш штатив весит мало и его качает порывами ветра, то повесьте снизу рюкзак для большей стабильности. Ноги штатива открывайте как можно шире, центральную штангу не вытаскивайте. Все это поможет сохранить ваше фотооборудование в целости и сохранности.

Еще есть одна вещь, про которую я знаю, но не использую никогда. Так как знать и делать – две большие разницы, как говорят в Одессе. Так вот этот хорошо известный и мало применяемый секрет четкого снимка – поднимать зеркало перед съемкой! Установили на штатив, навели на резкость, замерили экспозицию, ну подними же зеркало! Это я себе должна каждое утро как молитву читать, чтобы не забыть в следующий раз, залюбовавшись красотами окружающего мира.

Идеи композиции

_IGP2786-web

Это отдельная очень большая тема, поэтому здесь я перечислю только некоторые идеи композиции.

Интересный прием – экспонирование по светлому участку так, чтобы часть кадра стала силуэтом без деталей. Это могут быть силуэты гор или деревьев. Особенно удачно получаются закатные снимки.

Неплохо порой для масштаба поставить человека. Пусть он делает вид, как будто вас не замечает и вы с ним не знакомы. Это придаст особую достоверность вашему кадру.

Очень хорошо использовать прием, который называется «фрейминг» — создание рамочки из естественных предметов, как на фотографии ниже.

_IGP6643-web

Вот, пожалуй, и все секреты фотосъемки пейзажей.

Хороших вам выходов, удачной фотоохоты!

Возможно, что у вас появятся вопросы. Пишите в комментариях.

Вера Аникина http://photoeasy4you.ru

zakati bannerreg1