Глава первая. Типы фотоаппаратов. От компакта до зеркалки

Для начала разделим все царство фотоаппаратов на классы. И выберем те, в пределах которых будем искать камеру сегодня.

Все разнообразие фотокамер можно условно разделить на 8 групп:

  1. Фотоаппараты- "мыльницы"
  2. Компакты премиум-класса
  3. Ультразум
  4. Беззеркальные камеры
  5. Зеркальные камеры для начинающих
  6. Полупрофессиональные, репортажные зеркальные камеры продвинутого уровня
  7. Профессиональные зеркальные камеры премиум-класса
  8. Элитные камеры

Если вам нужна легкая удобная камера, которую можно носить в сумочке, тогда вам подходят 1-4 группы. Причем не все из них "примитивные", есть вполне профессиональные модели.

Каждая группа рассматривается в отдельной главе. И у каждой есть свои плюсы и минусы, так что советую прочитать все, даже если вас интересует только одна конкретная группа. Возможно, что это поможет сделать выбор не только для вас, но и для ваших родных и знакомых, которые не так «больны» фотографией, как вы. Им подойдет упрощенный вариант, и вы сможете посоветовать.

Мне кажется, что первая группа «мыльниц» в скором будущем будет вытеснена телефонными гаджетами. Так что ознакомиться с ней стоит для того, чтобы знать и… не покупать:) Дело в том, что в этих фотоаппаратах предлагают интересные эффекты, так что порой сложно устоять перед соблазном купить.

Седьмая группа зеркальных камер премиум-класса рассчитана на профессионалов. Они недешевы. Только корпус  стоит в пределах 2000 евро и выше.  Часто можно слышать мнение, что новичку не стоит покупать эти камеры. Мне кажется, что это политика «лисы и винограда», когда то, что не получается съесть, называют зеленым.  Если вам позволяет бюджет, то покупайте не задумываясь. Классическим примером такой камеры является Canon EOS 5d Mark II – Mark III. «Зеленым новичком» при условии постоянного обучения вы будете недолго: год-два.  А фотоаппарат премиум – класса вам прослужит 6-10 лет, пока не развалится.  Разваливаться камера начинает при 100 000 срабатываний затвора.

Но остерегайтесь покупать такие фотоаппараты с рук. Возможно, что затвор уже близок к лимиту, а проверить количество кадров не так просто. Все же покупка новой техники в магазинах предпочтительнее.

Восьмая группа «Элитные фотоаппараты» позволяют делать высокохудожественные снимки и облегчают профессионалам жизнь. Но у них отсутствуют многие функции, которые ценят любители. Например, видеосъемка или режим «live view». У некоторых повышенные шумы на ISO 400. Легендарный Нasselblad , цена которого колеблется от 400 000 до более миллиона рублей, шумит на ISO 400. К тому же весит около 2 кг, а одна фотография имеет размер около 80 Мп. Так что в комплект с камерой надо покупать абонемент в спортзал и несколько сменных жестких дисков для хранения архива.

Итак, если мы любители фотографии и не хотим тратить целое состояние на фототехнику, то наша задача упростилась. Мы исключаем из списка «мыльницы», ультразумы, зеркалки премиум-класса и элитные фотокамеры. И наш выбор находится между компактами премиум-класса, беззеркальными фотоаппаратами со сменной оптикой, зеркальными любительскими и репортажными камерами.

 Все камеры этого типа можно разделить на те, у которых есть съемная оптика, и на те, у кого оптика не меняется, так называемые компактные камеры.

Что дает такое деление? Если камера не обладает сменной оптикой, то … с ней меньше  головной боли и финансовых затрат Каждый объектив обходится владельцу в круглую сумму, плюс к нему еще покупаются недешевые фильтры. Тогда зачем люди тратят деньги? Купил компакт и не мучайся!

Сменные объективы дают свободу творчеству. Вы можете возразить: «На моем компакте есть фокусные расстояния от 17 до 300 мм. Вот уж универсальный вариант! Зачем тратить деньги на сменную оптику?». 

Чем больше разница в фокусных расстояниях в пределах одного объектива, тем больше линз установлено в нем, а значит, качество снимка уменьшается.

Возможно, вы обращали внимание на фотографии, на которых видны мельчайшие детали, при этом фон красиво размыт? Самые лучшие, тонкие, элегантные работы получаются при использовании оптики с фиксированным фокусным расстоянием. Именно поэтому я не сторонница ультразумов: на дальнем конце эти камеры дают нечеткую картинку.

Так что ультразумы я бы тоже исключила из списка возможных кандидатов в фотоаппараты.

Техника стремительно идет к тому, что разница в качестве снимков компактами и любительскими зеркалками постепенно сводится к нулю. Недавно мы встречались с фотографом-журналистом, который покорял северный полюс. Он в работе использовал компактную камеру, так как она весила меньше, позволяла делать снимки одной рукой, а так же ее можно было прятать от мороза за пазуху. Так что компактом пользовался не от бедности, так как  к этой экспедиции закупил две новые зеркальные профессиональные камеры.

Участвуя в журналистских мероприятиях, я часто наблюдаю картину, что коллеги используют компакт как вторую камеру.  То есть убирать эти фотоаппараты со счетов не стоит. В разделе «Компакты премиум-класса» я подробнее расскажу о фотоаппаратах, которые мы хотим купить для семьи как карманные на каждый день.

И все же считается, что зеркалка – лучше. Эта мнение устарело! Я вам рекомендую самое пристальное внимание обратить на фотоаппараты четвертой группы «Беззеркальные камеры». Они сохраняют все преимущества зеркалок, но обладают меньшим весом. У них тоже сменная оптика. Так что, на мой взгляд, за ними будущее, тем более, что уже идет разработка новых моделей полноформатных камер без зеркала.  Что особенно приятно, эти камеры не только легче, но еще и дешевле.

Если суммировать, то я бы советовала выбирать между компактами премиум-класса и камерами со сменной оптикой, обращая особое внимание на беззеркальные фотоаппараты.

Вернуться к оглавлению раздела "Как выбирать фотоаппарат"

Вера Аникина

Май 2012