Режим съемки фотоаппарата

Вот мы и стали счастливым обладателем цифрового фотоаппарата!

Теперь уж точно снимки будут удивлять знакомых. И это правда. Они действительно удивляются: «Слушай, видел твои последние фотографии. Думал, что у тебя «мыльница», а у тебя зеркалка».

В чем же дело? Неужели вам подсунули бракованную модель?

Все дело в том, что вы ожидали найти на фотоаппарате кнопку «Ш», нажав на которую получаешь ШЕДЕВР. А ее нет. Посмотрев на разные режимы и не найдя этого самого волшебного, который делает за нас сказочные фотографии,  мы обычно ставим фотоаппарат в режим авто, надеясь, что он сам умный. А значит, сможет красиво сфотографировать все, что угодно.

И на самом деле, если вам нужно сделать репортажный снимок для домашнего альбома, когда освещения достаточно, то автомат прекрасно справляется со своей функцией. Хуже, если вы начинаете требовать от фотоаппарата большего.  Например, вы хотите снимать ночью.  Даже находите на колесе переключения режимов функцию «ночная съемка».  А в результате получаете смазанный кадр, так как вы забыли прочитать инструкцию, в которой говорилось, что снимок получится четким, только если объекты неподвижны, а вы снимаете со штатива.

Поэтому предлагаем взять бразды правления в свои руки и отказаться от съемки на автомате и в режимах сцен («снег», «ночная съемка» и т.д.). Так вы избежите неприятных сюрпризов и всегда будете знать на 100% конечный результат вашей работы.

И сейчас мы вам расскажем, как приручить фотоаппарат: настроить его в ручном и полуавтоматических режимах.

90% хороших фотографий делаются в двух режимах: режим приоритета выдержки и режим приоритета диафрагмы. Если эти два режима не подходят, тогда можно фотографировать в полностью ручном режиме.

ДАЛЬШЕ -ИНТЕРЕСНЕЕ!

Режим приоритета диафрагмы

Это любимый режим многих фотографов. Его можно использовать во всех случаях, когда предмет малоподвижен или статичен. Обозначается он по-разному, в зависимости от марки фотоаппарата: в одних, как «А», в других – «Av».

В этом режиме мы устанавливаем сами два значения диафрагмы и ISO, а выдержку фотоаппарат подстраивает сам так, чтобы снимок с его точки зрения был хорошо проэкспонирован.  В некоторых фотоаппаратах ISO тоже устанавливает камера.

Что значит «хорошо проэкспонированы снимок»? Это значит, что не будет пересвеченных участков, которые содержат только белый цвет, без полутонов. А так же будут отсутствовать абсолютно черные участки. Но последним можно пренебречь.

Прежде всего, мы устанавливаем такую диафрагму, которая нам нужна. Если хотим, чтобы только малая часть объекта была четкой, то открываем диафрагму. Именно так и получаются красивые художественные снимки с размытым фоном. Если нам нужна большая глубина резкости, то закрываем диафрагму.

Первоначально светочувствительность (ISO) устанавливаем минимальную.  Делаем контрольный кадр, смотрим яркость снимка (проверяем правильность экспозиции).  Если снимок темный, то можно добавить яркости, используя компенсацию экспозиции. Если снимок пересвечен, то с помощью компенсации экспозиции можно спасти пересвеченные участки.

Когда яркость нас удовлетворяет, смотрим выдержку. Если она получается меньше 1/60 сек, то используем штатив или поднимаем светочувствительность.

Режим приоритета выдержки

В тех случаях, когда нам гораздо важнее скорость, то мы используем режим приоритета выдержки. В одних фотоаппаратах он обозначается как «Tv», а в других как «S».

В этом режиме мы тоже можем вручную выставить два параметра. Догадались какие? Правильно! Выдержку и ISO. А диафрагму фотоаппарат выставит сам.

Какую выдержку выставлять? Все зависит от вашей цели. Простейший случай, когда вы не хотите снимать со штатива, но освещение не очень яркое, ставьте так называемую «удобную выдержку», длиннее которой не рекомендуется снимать с рук – 1/60 сек.

И снова делаете пробный кадр, регулируете экспозицию. При необходимости поднимаете ISO.

Другой случай, когда нам нужно сфотографировать человека в движении. Это может быть играющий ребенок, бегущий спортсмен и т.д. При этом выдержка должна быть очень короткой – 1/250-1/800 секунды.  Естественно, что с такой выдержкой на матрицу попадет очень мало света, даже при открытой диафрагме. Поэтому объект должен быть хорошо освещен. Или мы должны поднять ISO до высоких значений, чтобы повысит чувствительность матрица фотоаппарат даже к минимальным световым потокам. Но не забываем, что при повышении ISO на снимке появляются шумы.

И еще один пример, когда нужно использовать режим приоритета выдержки: съемка водопадов с эффектом «шелковой воды». Это когда струи воды так смазаны, что образуют единую поверхность, похожую на шелковые нити или туман. В этом случае нам нужно выдержку увеличить до 1/5-1 секунды. В этом случае обязательно фотографировать со штатива, чтобы только вода размылась, а все окружающее пространство было четким. Конечно, при таких длинных выдержках нужно фотографировать водопады в пасмурный день или использовать специальные фильтры.

Ручной режим съемки

Существует миф, что хороший фотограф снимает только в ручном режиме. Это не верно. Настоящий фотограф выбирает оптимальный режим в данной ситуации. Недостаток ручного режима в том, что на настройку снимка нужно время. Так что если условия вокруг вас меняются (например, ветер нагоняет тучи и уносит их прочь, меняя освещенность каждые 5 минут), то выгоднее использовать полуавтоматические вышеуказанные режимы. В этом случае выставляем два параметра, а камера сама подстраивает третий параметр так, чтобы вы получили нужную экспозицию.

Но есть ситуации, когда ручная съемка необходима – это съемка со вспышкой. В этом случае автоматика не справляется со своей задачей, поднимая ISO на неразумные значения.

В этом случае начинаем с выставления диафрагмы на желаемое значение.  Затем выставляем выдержку. В последнюю очередь подгоняем ISO .

А теперь самое главное: не бойтесь практиковаться снимать в полуавтоматических и ручном режимах. На первых порах это занимает много времени, так как надо думать, а это процесс болезненный. Но с практикой придет ловкость, и ваши снимки получат ту нотку артистизма, которую мы все ищем в фотографии.

Вера Аникина

«Фотоледи»

Статья опубликована в журнале “AnyTime”