Сегодня, когда фотография взлетела на новый виток развития, появилась цифра и практически ушла плёнка, а в помощь фотографам и любителям пришли фотошоп и прочие редакторы, круг фотолюбителей значительно расширился. Теперь, практически каждый, независимо от пола и возраста, имеет мало-мальски приличный фотоаппарат, не говоря уже о том, что и телефонов-то без камеры практически не осталось. Всем этим обыватель, не задумываясь, регулярно пользуется в повседневной жизни. Теперь не надо думать о том, что кончится плёнка, ненужные снимки легко убираются, нужные доводятся до совершенства, и почти никто не вспоминает о том, как фотографировали еще лет 25-30 назад.
Я люблю фотографии, неважно, кем и когда они сделаны, чёрно-белые они или цветные, старые или новые, главное, чтобы у фотографии была своя история, жизнь и душа.

Мой папа всерьёз увлекался фото, и у него была своя маленькая фотолаборатория и все сопутствующие прибамбасы. Было это лет 30 назад, жили мы в небольшом городке, где фотографов было раз-два и обчёлся, хороших же фотографов было ещё меньше. За фотографии в ателье брали недёшево, ну и делали, соответственно, сугубо постановочные фото. Ну не потащишь же каждый раз на прогулку или в поездку к морю фотографа?! Да и сколько разных интересных моментов бывает в быту, когда одно-два фото будут куда красноречивей рассказа о том «как это было», при этом сохраняясь на долгие годы.

Фото Евгении Попопвой "Как фотографировать рукоделие обычной мыльницей"

Фото Евгении Поповой. Тренинг «Как фотографировать рукоделие обычной мыльницей»


У папы был фотоаппарат Зенит, со съёмным объективом, тяжёлый, в чёрном кожаном чехле и компактный складной штатив. Мне очень нравилось, когда папа устанавливал фотоаппарат на штатив, выставлял задержку секунд в 10 и бежал к нам, чтобы сфотографироваться вместе. Сколько раз, затурканый, он забывал снять крышку с объектива, и с чертыханиями нёсся обратно к фотоаппарату, а потом снова к нам! Кадры на всякий случай дублировались, мало ли что…

В отдельной шкатулке папа хранил цветные коробочки фотоплёнок Свема с разными цифрами 65, 125, 250, пакетики проявителя и фиксажа, пачки фотобумаги разного размера.

Атмосфера таинственности появлялась в доме, когда папа проявлял плёнки и готовился к печати. Поскольку проявлять плёнки надо было в тёмной комнате, а темнее ванны помещения в квартире не было, папа, предупредив всех, чтобы в ванну не ломились и свет не включали, закрывался там в темноте с химикатами и плёнкой. Однажды бабушка, пришедшая с улицы, и бывшая не в курсе, рванула было в ванную и включила свет… «Растудыт твою мать!», взревел папа… К счастью, он ещё не приступил к процессу, иначе бы единичным «растудытом» дело не ограничилось, и тихо, но долго, поминались бы разные матери вместе со своими детьми. Чаще всего процесс проявки завершался благополучно, и красивые гирлянды плёнок сохли, томя нас предвкушением от новых фотографий.

День печатания фотографий был значительно интересней прогулок во дворе, поэтому, когда я видела, что папа достаёт из своих закромов плотную чёрную ткань, для того, чтобы занавесить окно в своём кабинете, гульки мной отменялись, я предпочитала втереться к папе в доверие, а заодно и в кабинет. Иногда мне это удавалось, при условии, что я не буду шнырять туда-сюда и не будут его отвлекать.

На столе устанавливался фотоувеличитель на подставке, три (кажется три) кювета с проявителем, фиксажем и, промывателем от первых двух. Как передать свои эмоции от нереальной красной лампы в тёмной комнате?! Тишина, негативы, фотобумага, пинцеты… Моменты жизни, которые проявлялись на бумаге, увеличивались или уменьшались, по мановению папиных рук, а иногда и моих собственных, когда папа сажал меня к себе на колени и давал сделать фотографию от и до! Это было небывалое счастье, засунуть лист чистой бумаги в кювет и видеть, как на ней появляется изображение. Важно было не передержать, вытащить лист пинцетом и окунуть в другой кювет, потом в следующий…
Уже при свете, в розетку включался диковинный аппарат с гнущимися зеркалами (фотоглянцеватель).  С двух сторон в него вставлялись отпечатанные фотографии, крышки защёлкивались и через несколько минут получались сухие и блестящие фотографии, а по комнате плыл запах нагретой бумаги. Готовые фотографии несколько раз просматривались в кругу семьи и, наконец, прятались в конверты с датами. Фотографий было множество, если бы их вставляли в фотоальбомы, то весь дом был бы завален этими альбомами, поэтому хранились все эти пакеты в большом чемодане. Иногда чемодан доставался, и целый вечер мы всей семьёй смотрели фотографии, вспоминали какие-то моменты, показывали друг другу давно знакомые, но не ставшие от этого менее интересными снимки.

0b218ad3f56d997cdced49544bc4af68

Автор: Нина Кузнецова,

Рассказ родился во время прохождения тренинга для рукодельниц «Как фотографировать свои работы дома обычной мыльницей».

В качестве иллюстрации использовались работы учениц фотошколы «Фотоледи»