Мы отправляемся в путешествие. Куда? По нашей квартире. Уже давно замечено, что близкое — не ценится. Мы ищем необычное в дальних странах, а удивительное – рядом! Задача сегодня – поглядеть другими глазами на наше жилье и узнать, как фотографировать дома.

Это небольшое фото-путешествие по вашему дому, которое хорошо совершить вместе с детьми.

В данном случае цель будет сделать фото-рассказ о какой-то части вашего дома. Обратите внимание, я не говорю про всю квартиру. Сегодня мы выбираем участок, который вам больше всего нравится.

Далее вы должны найти 1-2 героев, которые будут проводниками в путешествии по квартире. Это могут быть игрушки, отдельные предметы, статуэтки, фрукты  и т.д. Т.е. на ваших фото должны быть засняты часть интерьера и этот гид-проводник.

Я выбрала медведей.

Такой прием придает серии снимков связанность и законченность. Например, это может быть путешествие апельсина по кухне. При этом вы его фотографируете на полке с посудой, на плите, под столом и т.д. Можно сделать фрукту мордочку, оживив его. Можно взять одну-две мягкие игрушки и создать мини-фоторассказ из их жизни.

Как фотографировать дома

ВАШЕ ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

1.    Выбрать часть вашего дома, где вы особенно уютно себя чувствуете.
2.    Подобрать в помощь 1-2 предмета, которые будут проводниками в путешествии по вашему дому.
3.    Сделать фотосессию, запечатлев  выбранных героев в  интерьере.
4.    Написать небольшой рассказ с фото-илюстрациями, который рассказывает, почему вам нравится это место вашего дома, и что его делает уютным.
5.    Опубликовать в интернете рассказ,  дать ссылку или поместить рассказ прямо сюда в комментариях.
6.    Если после выполнения этого задания у вас появилось какое-либо желание, то расскажите, какое. И по возможность, не противьтесь этому желанию. Иногда мы не можем себе логически объяснить, почему хотим того или другого, но всему есть своя причина.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Например, я выбрала двух плюшевых медведей. Еще когда мы только познакомились с мужем, он получил кличку «медведь», а я – «птица». Так что наша спальня называется «медвежье гнездо». И, на мой взгляд – это самое уютное место в нашей квартире.

Мы живем на самом верхнем этаже, и когда идет дождь, то капли громко стучат по стеклу. Это очень уютно, так как дома тепло и сухо. Поэтому я сфотографировала большого медведя, сидящего на старинном дедовом сундуке и смотрящего в окно: «На улице дождик, нам нельзя гулять. И мы будем капельки на окне считать». Так припевала моя бабушка, когда  шел дождь.

 Как фотографировать дома 2

 

Еще я люблю эту комнату вечером: когда закончены дела, можно забраться под одеяло, положить голову на плечо большого медведя и посмотреть хороший фильм.

 

Как фотографировать дома 3

Вот так плюшевые медведи помогают написать небольшую фото-историю. Для нее вы сделаете около сотни фотографий, но в описание пойдут только 3-4. Представьте, что вы пишите книгу «Мой дом» для ваших внуков. Кто знает, может так оно и будет: когда-нибудь они заберутся к вам на колени и попросят почитать любимую книгу про то, как апельсин гулял по кухонной полке или медведи жили в своем гнезде.

Такое фото-упражнение хорошо делать с детьми. Они не только помогут найти интересный кадр, создадут сценарий фильма, но и сами могут стать героями. И такие кадры еще более ценны, так как дети быстро растут и уже не хотят позировать вам.

Домашние снимки – это ваша машина времени. Меняется все: обстановка, люди, сам дом.

Вот такой пример. 2006 год, фото сделано видеокамерой, которая по умолчанию не приспособлена для создания качественных снимкой. В результате фотография получается малого формата, нечеткой  и зернистой (точнее – шумной).

Как фотографировать дома 4

Сегодня я могу снять это же место еще раз и сделать это качественнее.

Как фотографировать дома 5

Но мне гораздо ценнее и дороже первое несовершенное фото, на котором есть не только медведь, но и ребенок. Шесть лет разделяет эти снимки. Медведь все так же терпеливо сидит на покрывале, а дочь стала самостоятельной 10 летней леди, у нее другие интересы, другие игрушки… И мишка остался один.

Так что не спешите удалять плохие с технической точки зрения снимки, если они вызывают хорошие эмоции и вам нравится сюжет. Со временем вы научитесь фотографировать намного лучше, но прошлого не вернуть. Лучше оставить на память несовершенное фото, чем никогда его не сделать. Плохое фото вашей жизни лучше, чем никогда не сделанное.

К тому же каждый год создаются новые программы для обработки фотографий. Благодаря этому, можно буквально творить чудеса и вытянуть даже «убитое» фото.

Так что главный критерий хорошего фото – это эмоциональная ценность для вас. Если оно не трогает душу, то выкидывайте в помойку, даже если технически фото совершенно.

Теперь мы поговорим о технической части задания.

Специально для этой фото-игры я проделала эксперимент и провела всю фотосессию с самой простой камерой, которая есть в нашем доме: Nikon Coolpix 5 мегапикселей, с трехкратным зумом. Это типичная «мыльница». Мне было самой интересно, а можно ли с ее помощью делать хорошие домашние фотографии?

Прежде, чем вы будете читать дальше, я хочу, чтобы вы ответили на такой вопрос и написали в комментариях:

Какие признаки, по-вашему, указывают на то, что фотография плохая?

На самом деле единственный признак плохой фотографии для домашнего альбома – это фото, которое не несет эмоционального заряда. Мы сейчас не затрагиваем требования к конкурсной и профессиональной фотографии. Там ставятся другие цели.

Во время нашей домашней фотосессии мы будем придерживаться следующих правил фотосъемки.

1.    Подготовим заранее наше фотооборудование:

  • зарядим батарейки или приготовим запасные
  • очистим карту памяти и приготовим запасную
  • проверим чистоту оптики
  • подготовим съемочную площадку
  • уберем лишнее предметы в зоне съемки
  • продумаем сюжет и точки съемки

3.    Так как наши квартиры достаточно темные, то будем работать со вспышками

  • для внешней вспышки проверим батарейки
  • поиграйте со вспышкой, делая фотографии одного и того же предмета с прямо направленной вспышкой (в лоб), а затем, если конструкция вспышки позволяет, сделайте несколько дополнительных снимков, направляя вспышку в разные стороны (на потолок, на стену и т.д.). При этом предмет будет освещаться не прямым, а отраженным более мягким светом. Я делала снимки прямой встроенной вспышкой.

4.    Ваше задание: не используйте зум! Если вам надо приблизить предмет, то подойдите сами. Но обратите внимание, что у компактных камер при съемке с близкого расстояния фокусное расстояние уменьшается. И при значениях меньше 35 мм идут искажения предметов. Поэтому никогда не снимайте на компакт портреты с очень близкого расстояния! В противном случае лица получатся деформированными. Но для данного упражнения я хочу, чтобы вы научились компоновать кадр без применения зума. Есть одно правило в фотографии: подойди к объекту так близко, насколько тебе надо, и позволяет объект съемки. У зума есть свои достоинства и недостатки. Но мы не будет об этом сегодня говорить.

5.    Снимаем пока в автоматическом режиме. Если среди участников игры есть продвинутые фотографы, то для них режим съемки – приоритет диафрагмы с минимальным значением. Их задача – выделить объект за счет селективного фокуса и малой глубины резкости. При этом использование зума допускается для придания дополнительного художественного эффекта размытия заднего плана.

Теперь я вам даю пошаговый алгоритм съемки:

1.    Снимаем на автомате, если вы начинающий фотолюбитель. Если вы — опытный, то в любом режиме, удобном для вас.

2.    Включаем вспышку. По желаниею можно использовать модификаторы света для вспышек, если вы с ними работаете.

3.    Смотрим в видоискатель и приближаемся к предмету на нужное расстояние

4.    Делаем компоновку кадра, стараясь придерживаться правил композиции.

5.    Теперь выбираем главный объект интереса. Находим ключевую точку, на которой вам надо будет сфокусироваться. Совмещаем центр видоискателя с этой точкой, слегка нажимаем затвор. В некоторых камерах точку фокуса можно смещать. Но для данного тренинга мы по умолчанию возьмем, что точка фокуса равна центру экрана. При этом возможно, что ваш главный объект интереса будет находиться не по центру выбранной вами композиции кадра. В этом случае мы все равно сначала наводим центр видоискателя на этот предмет и нажимаем спусковую кнопку на половину до легкого первого щелчка. Теперь фокус камеры наведен на конкретную точку на этом предмете. В этом заключается секрет фокусировки! Теперь не отпуская кнопку, закрепив таким образом фокус (так называемый «лок-фокус»), вы смещаете камеру так, чтобы в кадре получилась нужная вам композиция (кадрируете снимок). После этого нажимаете кнопку до конца – кадр готов. Обратите внимание, что перемещение камеры должно быть сделано в такой плоскости, чтобы не менялось расстояние от ключевого объекта до фотоаппарата. То есть не приближайте и не удаляйте камеру, а перемещайте параллельно плоскости желаемого снимка.

6.    Обратите внимание, чтобы у вас четко была видна «линия горизонта», не заваливайте ее. Единственное исключение – диагональная композиция. В других случаях у вас должен быть какой-то ориентир, по которому вы будете нивелировать ваш кадр: верхняя часть окна, стена, линия глаз и т.д. В каждом случае надо смотреть индивидуально.

7.    Сделав кадр, просмотрите, что получилось. Если вы умеете обращаться с гистограммой и настраивать показ переэкпонированных и недоэкспонированных участков на дисплее, то сделайте это. Если нет – то просто на глаз оцените яркость фотографии. Возможно, что вспышка была очень яркая или недостаточная. При этом предмет может оказаться засвечен или слишком темным. В первом случае можно отойти дальше, переключить вспышку в ручной режим и снизить интенсивность или  надеть на вспышку рассеиватель. Во втором – использовать дополнительное освещение.

8.    Не фотографируйте пока мелкие объекты с близкого расстояния (статуэтки, камни и т.д.). Сильный имульс вспышки засветит их, и фотография получится как белое пятно.Если вы опытный фотограф, то знаете, как «усмерить» вспышку.

9.    Оцените композицию, измените ее если надо.

10.    Приблизьте изображение на дисплее, проверьте резко ли у вас получилось.

11.    Если что-то не так, то внесите коррективы и повторите снимок.

12.    Если все так, то повторите снимок на всякий случай, так как лучше иметь 2-3 дубля. Дисплей камеры не может показать на 100% качество снимка. Возможно, что на большом экране вы найдете дополнительные огрехи.

13.    Каждый раз идите по этому алгоритму.

Итак, ждем ваших фотографий и фото-историй!