На курсе фотографии для рукодельниц «Фотомастерская Белого кролика» обучаются очень необычные люди!
Хочу вас познакомить с Инессой Голдберг. Она — графолог, и увлекается созданием авторской бижутерии.
Выполняя одно из заданий, девочки должны были фотографировать свои работы, расположив рядом небольшую этикетку, на которой написаны параметры съемки. И некоторые таблички были настоящим произведение искусства! С резными краями, написаны красиво и аккуратно. Это и подтолкнуло Инессу сделать статью, основанную на обзоре почерков мастериц.
С удовольствием делюсь с вами этим исследованием. Думаю, что вы узнаете себя в описаниях, сделанных Инессой.
Не секрет, что почерк является проявлением нашей индивидуальности. В мире не найти двух полностью идентичных почерков, как не найти двух идентичных личностей. Однако существуют определенные закономерности, позволяющие говорить о сходстве в одних или других особенностях личности или проблемах.
Существуют ли в почерке маркеры таланта или способностей к каким-то видам деятельности, общие для совершенно разных людей, разного возраста и с непохожими характерами?
Разумеется, поскольку личности будут очень разниться, то и почерки их будут отличаться один от другого. Однако будут и общие характеристики, характерные для всех.
Поговорим о рукодельницах, мастерах, занимающихся ручной работой, прикладным творчеством.
В зависимости от специфики и направления своего дела, а также профессионального уровня мастерицы или мастера, почерки будут несколько варьироваться: одни будут более замысловатыми и скрупулезными, другие простоватыми. Но есть то, что объединяет, на первый взгляд, такие разные личности.
Первый и главный признак в почерке людей со способностью к рукоделию – это визуальный фактор, повышенное внимание к форме букв. Человеку важно не только «что», но и «как», эстетическая сторона вещей. Часто буквам таких людей присуща симметричность, стилизация. Личное отношение и вкус, чувство цвета и формы играют для них важную роль.
Дополнительные признаки почерка талантливых рукодельниц – те, что свидетельствуют о способности к высокой концентрации внимания, терпении, самоконтроле, выдержке – не бросать начатое, или, допустив неточность, начать все с начала. Речь идет о почерке с выраженным волевым контролем, часто с угловатостью, опосредованностью, не слишком высокой скоростью.
Как правило, речь идет о достаточно мелкой и скрупулезной работе, для занятия которой требуется тщательность, умение уделять внимание всем деталям и мелочам, аккуратность. Такую же тщательность можно наблюдать и в почерке. Кроме того, буквы будут написаны не схематично, а подробно, со всеми нюансами, то есть их структура будет цельной.
Если ко всему сказанному процесс работы еще и продолжителен и несколько монотонен, с такой задачей сможет справиться только тот, в чьем почерке будет единообразие, ровность строк, интервалов между ними, однородность размера, наклона, нажима. Импульсивный, несдержанный или нервный человек просто не сможет и ненадолго сохранить необходимое внутреннее постоянство.
Рассмотрим десять примеров мастеров в области рукоделия (узнать подробнее о каждой Вы сможете по контактам рядом с их именем). Перед Вами представлены почерки и образцы работ каждой из них.
Ирина Маркус
Обратите внимание на четкость, угловатость почерка, точность выполнения букв, их подробность. Уделяется внимание всем деталям букв. Скорость размеренная, ритмичная. Чувствуется сильный волевой контроль, опосредованность в действиях. Почерк тщательный, педантичный, бросается в глаза стилизованность и стремление к эстетичности – визуальному контролю. Кроме того, почерк транслирует некое стремление к «правильности», и вкупе с описанными выше признаками свидетельствует о развитом перфекционизме, очень высоких требованиях к себе, стремления к самому высокому уровню, к совершенству — касается ли это рукоделия, или быта, чистоты, распределения времени, денег и т.д.
И это Ирине вполне удается, она не только отличный тактик, но имеет и стратегическое видение, может прогнозировать наперед. Это, а также прикладной склад, терпение, стремление к безупречности, требовательность к себе, тщательность, отличная координация, концентрация внимания, самоконтроль, визуальный склад и эстетическое чутье позволяют Ирине заниматься рукоделием качественно, выбирая его практические виды, планируя его и кропотливо прорабатывая деталь за деталью.
Ниже несколько работ Ирины, и стих о своей работе – о поэтичности свидетельствуют психомоторная слаженность, ритмичность и четкость, равные паузы, а также ровные поля в почерке.
Инна Смирнова
Почерк Инны тоже отличается четкостью и точностью выполнения букв, ровностью строк и другими признаками прикладного склада, перфекционизма, высоких требований к себе и качеству своей работы. Бросается в глаза и рациональность автора почерка – все с толком, с расстановкой, взвешенно, никакого риска или импульсивности в работе. Интересно то, что имея и применяя в работе также и эмоциональную составляющую, Инна никогда не дает ей взять верх над рассудочностью, аккуратностью, неспешностью. Данный почерк более округлый и мягкий, немного «детский» и выглядит моложе своего физического возраста. Автор почерка в своем творчестве ориентирована на детское, милое, доброе – на сказочный мир. Округлый почерк — это и богатство внутреннего мира, и именно потому персонажи Инны получаются такими обаятельными, что тонко, иногда с юмором прочувствован и передан их характер.
Ирина Яковлева
Почерк Ирины отличается от других переменчивостью, мягкостью, он напоминает движения вязания. Нажим имеет неоднородность, что говорит о возможной усталости, утомленности, перепадах тонуса и настроения. Тем не менее почерк эстетичен, форма букв, несмотря на некоторую «стертость», выразительна. Немаловажное значение в почерке играет форма – стремление к красоте оформления. В почерке Ирины большое значение играет социальный фактор – ей важно приятие и понимание с окружающими, которого порой не хватает. В процессе творения своих работ Ирина передает в них свое богатое воображение, старается дарить с их помощью добро и красоту другим людям.
Ирина вяжет, а также специализируется на составлении букетов из конфет:
Людмила Бойко
В почерке Людмилы мы видим знакомые нам уже признаки мастера-рукодельника. Подробные, конкретные буквы в сочетании с размеренной скоростью и не слабым нажимом, свидетельствующие о прикладных способностях. Однородность, постоянство, ровность и слаженность письма, говорящие как о хорошей координации, так и о внутренней самодисциплине, порядке и силе воли. Творчество Людмилы характеризуется тем, что она очень терпелива и может брать на себя большие проекты. При этом она человек эмоциональный и должна быть сильно эмоционально вовлечена в работу, загореться ей. Еще одна сторона творчества Людмилы – социальная направленность. Большинство ее работ должны будут нести некий общечеловеческий смысл, либо быть сделаны для использования кем-то.
Юлия Кляйн
Юлия – удивительный человек. Она очень эмоциональна и ранима, у нее беспокойная натура и зачастую накатывает тревожность, внутренние метания. Мастер испытывает потребность в определенности, стабильности, защищенности, самоутверждении в жизни. Творчество может не только дать путь к такому самоутверждению, но и дать возможность оценить себя по достоинству, повысить самооценку. Особенно, если есть такие, как у Юлии, способности. Ее почерк – это почерк «по женскому типу», делается акцент на форму – что свидетельствует о визуальном и этическом складе личности. Вместе с этим буквы словно пытаются выйти за рамки стандарта – что говорит о первостепенной важности для автора почерка выразить свою индивидуальность, свое собственное мнение, не быть похожей на других.
Ирина Драган
Очень интересный почерк у мастера Ирины. Кроме серьезного подхода, высоких требований к себе и непрощения себе ошибок, обладает энергией, о чем свидетельствуют резкие, узкие, пружинистые буквы. Вместе с этим в душе автора почерка имеют место колебания, тревоги, опасения, возбудимость нервной системы, отвлекаемость, подверженность влияниям внешних и внутренних раздражителей, но она борется с этой неустойчивостью, старается быть основательной. И прикладное творчество – одно из лучших средств в обретении внутренней гармонии и спокойствия, особенно, когда, как в случае Ирины, налицо художественный талант, эстетическое чутье, чувство формы и цвета, отличные прикладные способности – «золотые руки».
Марина Жильцова
Почерк Марины, содержа в себе классические уже описанные нами признаки мастера прикладного творчества, чрезвычайно эстетичен, стилизован, аккуратен, «геометрически выдержан», приятен глазу. Это свидетельствует об отличной мелкой координации, позволяющей выполнять самую тонкую работу. Организация в почерке отлично выверена, в нем присутствуют просторность и ровные строки, однородный наклон и параллельность штрихов – автор почерка основательна, заранее все планирует, не рискует и действует по соображениям целесообразности. Однако почерк также и украшен – Марина визуал, эстет, ей важно нравиться, она по натуре перфекционистка, полностью эмоционально вовлечена в процесс и идентифицируется со своими работами всей душой.
Работы Марины:
Анастасия Бондарчук
Почерк Анастасии, в отличии от нескольких других почерков мастериц, не обладает устойчивостью или угловатостью – он мягкий, округлый, и несколько колеблющийся. Строки не вполне прямые, а наклон букв периодически меняется. Сами по себе колебания в почерке часто происходят у очень молодых людей, которые ищут себя и личность которых продолжает формироваться, они еще задаются вопросами, формируют свою личностную идентификацию. Их настроение порой бывает неустойчивым, повышена восприимчивость нервной системы, присутствуют перепады тонуса. В почерке Анастасии присутствует мягкость, женственность, немного детскость и наивность, доброта, и очень большая тяга к красоте, что видно по ее работам.
А теперь — сюрприз: мужчина — вязальщик, Дмитрий Шишкин.
Дмитрий – уникальный человек, он занимается «женским» занятием – рукоделием, вяжет. Хотя в старые времена этим занимались мужчины, сегодня вяжущий мужчина скорее нонсенс.
Рассмотрим его почерк. Содержание – обращение и смайлик трудно не заметить, но нас интересует почерк. Почерк, действительно, содержит в себе условно «женские» признаки – крупный размер, выразительность, читабельность, развитый центр букв, округлость, плавность штрихов. Уделяется внимание форме – эстетическое чутье, визуальный склад, а также форма – это и желание нравиться, и тяга к социуму, расположенность к людям.
Автор почерка – обаятельный, приятный в общении человек, эмоциональный и чувствительный, обладающим прикладным складом и восприятием, богатым воображением, чувством красоты, формы и цвета.
Почерк неровный – автору присущи перемены настроения и эмоционального фона, вдохновение посещает мастера периодически, внезапно. Когда же оно приходит, автор загорается идеей, воодушевляется новым проектом и увлеченно работает.
Как мы смогли увидеть, хотя все Мастера уникальны и их почерки разнятся, есть общие черты личности и почерка, присущие рукодельникам. Карл Гюстав Юнг называл психическую функцию, отвечающую за прикладной подход, сенсорикой. Почерк при этом бывает таким, как видели мы: буквы конкретны, основательны, иногда несколько тяжеловаты, с нажимом, бывают также определенным образом стилизованы. Как правило, почерк не очень просторный, четкий, часто угловатый, строки прямые, скорость средняя.
И, напоследок, приведу пример почерка автора этой статьи, то есть своего собственного почерка.
Инесса Гольдберг
Мое хобби – украшения ручной работы из камней, проволоки, полимерной глины, лент, бусин и многих других материалов. Однако и успех в основной моей работе – деле всей жизни, графологии, как ни странно, обязан многим общим с прикладным творчеством способностям и качествам личности. Например, работа с почерком – это работа с наглядным материалом, а значит, желателен визуальный склад личности. Также почерк — это и осязаемый, материальный «носитель» информации о личности, а значит, такой подход будет понятнее человеку прикладного склада. Почерк изучается как в целом, так и в мельчайших подробностях – от отдельных элементов до микроскопических следов пигментации на штрихе, — и тут необходимо обладать не только умением мыслить абстрактно, но и в большей степени – конкретно, детально.
Вот несколько моих работ:
Признаки почерка, которые мы перечислили в этой статье, полезно знать как для того, чтобы смочь определить потенциал свой или своего ребенка к прикладному творчеству, к какому-либо виду прикладного искусства, так и для того, чтобы помочь себе или другим – своим друзьям, близким, ученикам и т.д. – помочь понять себя. Понять, в каком направлении им можно двигаться, чтобы ощутить полноту жизни – многим ее не достает именно в сенсорных ощущениях, которых в двадцать первом веке, когда ручная работа редка и ценится на вес золота, сегодня так не хватает.
Инесса Гольдберг
Руководитель Института Графоанализа
Впечатлила статья.Спасибо.Очень поразил подход Инессы к анализу: внимательность к деталям не привел к сухому изложению фактов. Скорее наоборот. Творческая натура и здесь проявилась))) очень ярко,на мой взгляд. И такое уважение к мастерам))) заслуживает отдельного разговора))
Так что спасибо и мастерам,которые согласились на участие))).И Инессе за такой позитив и полезность)))
с уважением и восхищением
Ольга Викторовна, я с большим удовольствием передала Инессе ваши слова. Всего вам самого доброго!
Приятно было читать о разборе почерков. Я даже узнала себя в одном из них. И я согласна с Ольгой Викторовной: такое позитивное настроение статьи и уважение к мастерам! Спасибо!